starcheolog (starcheolog) wrote in ru_archaeology,
starcheolog
starcheolog
ru_archaeology

Categories:

Шурфы в Святодуховом монастыре (Боровичи)

Оригинал взят у starcheolog в Шурфы в Святодуховом монастыре (Боровичи)
DSC06463
Осенью 2014 года мы ещё успели провести археологическую разведку в Святодуховом монастыре.

Находится он в Боровичах, расположенных на берегу Мсты, в 175 км от Великого Новгорода.



Вообще, места эти для археологии чрезвычайно интересные. Самые ранние археологические памятники в бассейне р. Мсты относятся к эпохе мезолита и неолита. Обилие спокойных, богатых рыбой рек и озер, а также большие запасы кремня для изготовления орудий, создали благоприятные условия для жизни в этом районе многочисленных племен в эпоху каменного века, памятники которых обнаружены на многих озерах и на берегах Мсты.
В период Средневековья Мста была одним из элементов речного пути из Балтийского моря на Волгу и Днепр. В ее бассейне зафиксированы археологические памятники, относящиеся к культуре псковско-новгородских длинных курганов, культуре сопок, а также древнерусскому периоду. Река упоминается в сообщение Повести временных лет сообщающей о походе княгини Ольги на Новгород и установке погостов на Мсте в 947 г.

Погост Боровичи, находящийся на левом берегу реки впервые упоминается в Писцовой книге Деревской пятины письма Прокофия Зиновьевича Скуратова и Петра Борисова сына Волка, составленной в 1495/96 гг. В это время там находилось 30 дворов. Впоследствии Боровичи постоянно фигурируют в писцовых книгах, различных письменных документах. В 1770 г. расширившееся на оба берега р. Мсты селение Боровичский рядок получает статус города Боровичи, который фиксируется на всех позднейших картах.

Нас же интересовал Святодухов монастырь, расположенный в городской черте, на правом берегу Мсты. Он сейчас передан РПЦ и на его территории проводятся реставрационные работы,которые требуют предварительного археологического обследования. Боровичская епархия обратилась к нам и мы поехали обследовать территорию монастыря.

Вот так он выглядит летом -



Свято-Духов Иаковлев Боровичский монастырь, на территории которого проводились исследования, впервые упоминается в Житии Святого праведного Иакова Боровичского, написанном в XVI в. Житие сообщает о переносе мощей святого в монастырь в 1544 г. Наиболее раннее достоверное событие – это летописное сообщение 1572 года о том, что священник новгородского Розважского монастыря Трифон, священник Софийского собора Посник и диакон Димитриевской церкви Симеон, направленные в Боровичский монастырь Новгородским архиепископ Леонидом, засвидетельствовали исцеления от мощей святого Иакова .

Также существует версия о более раннем происхождении монастыря, основанная на надписи на несохранившейся раке св. Иакова, которая сообщается об основании монастыря в 1327 г. Однако, это свидетельство сомнительно, а других сколь-нибудь достоверных фактов, указывающих на основание монастыря ранее XVI в., на настоящий момент нет.

[История монастыря]Первое подробное описание монастыря, сделанное в 1581-1583 гг., содержится в «Писцовой книге Бежецкой пятины, первой половины, письма Князя Василия Андреевича Звенигородского и подъячего Игнатия Сергеева». В это время все монастырские постройки были деревянными: две церкви (Святодуховская и Покровская), 11 келий и ограда со св. вратами. Согласно Писцовой книге, в обители жили 14 монахов и игумен. Также в документе отмечается что монастырь «стал ново после прежних больших писцов», вероятно, это означает, что он был восстановлен после периода запустения, либо, что вероятнее, основан в период времени между переписями ("Боровичский в честь сошествия Святого духа на апостолов мужской монастырь")
В 1654 году село Боровичи и Свято-Духов монастырь с земельными владениями были приписаны к Валдайскому Иверскому монастырю.

После этого монастырь временно приходит в упадок. В описи Боровичского монастыря, составленной в 1658 г., упоминаются три обветшавших деревянных храма: собор в честь Сошествия Святого Духа с шатровым завершением, Покровский собор и церковь во имя святого Иакова Боровичского над западными вратами, а также деревянная колокольня, 2 кельи и хлебня. В это время на левом берегу Мсты основывается Новодухов монастырь, в который начинают переносить деревянные постройки с территории прежнего монастыря. Однако в 1670-е годы, после отстранения патриарха Никона, Святодухов (Боровичский) монастырь возрождается. В 1674-1676 гг. на его территории строится каменный храм в честь сошествия Святого Духа (первая каменная постройка в Боровичах) и возводится перенесённая из упразднённого Новодухова монастыря деревянная церковь Иакова Боровичского.

В 1712 году Валдайский и Боровичский монастыри были приписаны к Александро-Невскому монастырю. В 1730 г. Валдайский монастырь восстанавливает свой статус, а Боровичский монастырь приписываеся к нему. В это время Мста становится важной транспортной магистралью, ведущей в недавно основанный Санкт-Петербург, а Боровичи – важным перевалочным пунктом на этом пути. Город богатеет, что сказывается и на монастыре, который постепенно отстраивается, появляются новые деревянные и каменные постройки. В описи 1765 года упоминается каменная колокольня при соборе Святого Духа. В 1792 г. была построена каменная надвратная церковь с колокольней, взамен сгоревшей в 1778 году деревянной.
В XIX веке строятся каменные здания:
• в 1809 двухэтажный настоятельский корпус к западу от собора;
• в 20-х годах восточный ряд братских корпусов;
• в 30-40-х годах – каменная ограда с башнями и западный ряд корпусов с кельями и хозяйственными службами;
• в 1865-1872 гг. теплый трапезный храм святого Иакова Боровичского.

В период первой мировой войны в монастыре был устроен лазарет для раненых. К 1917 году в Боровичском монастыре жили 16 монахов и 10 послушников, монастырь владел 908 десятинами земли. В феврале 1918 года Совет рабочих депутатов постановил закрыть монастыри Боровичского уезда, весной имущество было изъято. В Свято-Духовом храме некоторое время продолжались богослужения, затем его закрыли. В 1920-1930-х годах были разобраны главы куполов собора и церковь Иакова Боровичского. В 1941-1945 годах на территории Боровичского монастыря располагались госпиталь, затем воинская часть (до 2001 г.). С 2003 года монастырь является архиерейским подворьем Новгородской епархии. В настоящий момент - резиденция Боровичской епархии Новгородской митрополии Русской Православной Церкви.

Сохранившиеся до настоящего времени постройки монастыря (собор Сошествия Святого Духа (1674-1676 гг.), церковь св. Якова Боровичского (1792г.), монастырские корпуса и ограда с башнями (перв. пол. XIX в.), церковь св. Николая Мирликийского (1870-е гг.)) находятся на государственной охране согласно постановлению Администрации Новгородской области от 23.01.1997 № 21 как памятники архитектуры и градостроительства.


Сейчас здания монастыря постепенно реставрируют и восстанавливают.

Вот церковь св. Николая Мирликийского с трапезной -
DSC06614

DSC06620DSC06615DSC06610

DSC06607

А это - Собор Сошествия Святого Духа на апостолов, построенный в 1674-1676 гг. (потом он, конечно, перестраивался и первоначального вида не сохранил) -

DSC06978

Кстати, он по совместительству является первым каменным зданием в Боровичах.

Фрески на его стенах -
DSC06975DSC06973

Внутренний двор -

DSC06609

Колокольня -

DSC06504

Могильная плита, вмурованная в ограду -

DSC06728

Кирпич с клеймом
DSC06725

Ну а теперь о наших работах.

Осмотревшись, мы выбрали места для шурфов. Нам необходимо было выяснить, есть ли на территории монастыря культурный слой, и уточнить глубину залегания погребений на расположенном вокруг собора Святого Духа кладбище.

Первый шурф заложили рядом с ним -
DSC06432

Ещё несколько заложили в других местах -
DSC06536DSC06469DSC06458

Сразу скажу, что работы в монастыре заняли несколько дней и шурфы копались не сразу.

Вскоре в первом шурфе показалось первое погребение -

DSC06466

Погребение оказалось разрушенным. Мы его быстро зафиксировали, вынули кости и продолжили углубляться.

Вскоре показалось пятно от истлевшей гробовой конструкции.

DSC06550

Его мы тоже зафиксировали.
А вот неприятность.
DSC06557

Почему если лопата падает в шурф, то она обязательно ломает масштабную рейку?

Ну да ладно. Рейку уже не вернуть, зато нижележащее погребение не пострадало.

DSC06588

Инвентаря никакого нет. Это ожидаемо. Аккуратно расчищаем костяк. В пределы шурфа попала нижняя половина погребения. Но и по ней можно довольно многое сказать. Погребённый был положен на спину головой на запад (ориентирован согласно храму), руки судя по всему были сложены на груди. В общем типичное православное погребение. Единственная странность -смещённые кости правой ноги.Костяк решили не не вынимать и после фиксации аккуратно законсервировали погребение и закопали шурф.

DSC06744

Находок из шурфа мало. В основном невзрачная керамика -

Шурф 1

Довольно поздняя.

В других шурфах дело шло побыстрее, но и находок особо не было.

DSC06622DSC06545DSC06542
DSC06541DSC06485DSC06483DSC06463DSC06815

В них обнаружились только поздние слои. Ничего древнее XIX века найти не удалось -

Много вот такого мусора -

DSC06625

Бутылочка -

шурф 4, 000_000_001

Поздний керамический кувшинчик, который мы склеили из осколков уже в Новгороде -

шурф 4, 000_000_002 (2)

А вот более разнообразная керамика -
Шурф 5Шурф 4

Как я уже говорил, работы заняли несколько дней. Поэтому жили мы на квартире в Боровичах, а обедали и ужинали в монастыре. Так что теперь знаем, что в монастыре пища без мяса, а среда и пятница - постные дни (то есть без рыбы, только растительная пища).

Вот скромный монастырский стол -
DSC06675

Успели и пообщаться с жителями монастыря: монахами, послушниками, трудниками и "работниками". А монах Симеон принёс и передал в музей, найденную здесь, монету отчеканенную при Елизавете Петровне.

Монета переданная монахом Симеоном

Вообще, это было довольно интересно - посмотреть за жизнью современного монастыря изнутри, и послушать рассказы монахов (жизни и представлении о мире). Особенно порадовало спокойное отношение к погребениям и человеческим останкам. Практически этнографическая экспедиция получилась.

И даже с элементами художественной фиксации -

DSC06969

В итоге мы уточнили границы кладбища и глубину залегания погребений, а также выявили, что слоёв ранее XIX вв. на обследованных участках нет (хотя материалы (керамика например) которые можно датировать более ранним периодом, присутствуют). Не удалось и найти свидетельств появления монастыря ранее XVI в. Теперь пишем отчёты и ждём весны.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments