Д.Л. (dmitri_lytov) wrote in ru_archaeology,
Д.Л.
dmitri_lytov
ru_archaeology

Categories:

Лекция Нанно Маринатос: консервативный взгляд на минойскую культуру

Оригинал взят у dmitri_lytov в Лекция Нанно Маринатос: консервативный взгляд на минойскую культуру
У оттавских историков греко-римского периода событие: в Карлтонском университете выступает сегодня и завтра с лекциями Нанно Маринатос, американский археолог греческого происхождения, специалист по минойской иконографии и религии. Она дочь Спиридона Маринатоса, одного из близких сотрудников Артура Эванса - открывателя минойской цивилизации - и после смерти последнего одного из неформальных лидеров минойской археологии.

Сегодня была лекция об Эвансе, его биографии, раскопках и реставрации Кносса. Присутствовали люди важные - его превосходительство посол Э. Ангелопулос, светила миноистики из Штатов, было много студентов. Рассказывала госпожа Маринатос живо, увлечённо, с диапозитивами, послушать было интересно, и на завтрашнюю лекцию о знаменитых минойских прыжках через быка я тоже пойду.  В рассказе об Эвансе было много личных деталей - например, стихи, которые он написал по поводу смерти своей жены, рассказ о корнях его семьи (в топку полетела советская легенда о бедности Эванса -- отец его был другом Дарвина, а его состояние позволило финансировать эвансовские изыскания).

Хотя впечатление было своеобразное. Нанно Маринатос твёрдо уверена, что Эванс был гениально прав во всех своих предположениях по поводу минойской культуры, что спорить с ним - значит, ходить кругами вместо того, чтобы идти прямой дорогой (именно так и сказала). Её взгляды на минойскую культуру - точь-в-точь те же, как ещё высказывал Эванс: об огромной империи во главе с царём-жрецом, с религией богини-матери и удивительно высоким уровнем цивилизации, чуждым всякой жестокости и варварства (можно было бы принять её за сторонницу Гимбутас, если не знать куда более ранние первоисточники таких взглядов).

P.S. Как отметил в комментариях brother2, огромная империя, при этом не знающая жестокости - это пять.

Но самые интересные пертурбации претерпел живучий термин "минойский". Эванс так назвал -- по имени царя Миноса -- совокупность городских цивилизаций Крита и материковой Греции с письменностью критского происхождения, существовавших до наступления "тёмных веков". Эванс считал всё "минойское" догреческим, но после дешифровки Вентрисом самых поздних надписей оказалось, что они были как раз греческими, потому пришлось сужать термин "минойский", который нынче обозначает цивилизацию Крита до греков. Но забавнее всего то, что сам Минос, судя по его биографии, был вовсе не "минойцем", а первым или одним из первых греческих правителей. До греков на Крите не то что "царской" власти - централизованной власти не было. Египетские документы красноречивы, описывая подробно титулатуру правителей соседних с Египтом земель - но не Крита, образы "предводителей критян" в египетской иконографии тоже напоминают скорее жрецов, чем царей. Минос же был известен как первый централизованный правитель, а разрушение большинства критских дворцов и перенос центра в Кносс в археологии нынче принято отождествлять с приходом греков. Это же, кстати, к вопросу об "империи" минойцев.

Как говорил Владимир Ильич, мы пойдём другим путём.
Tags: регион Mediterranium, рецензии, эпоха_бронзы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments